В поисках Бога Вивекананда, будучи еще молодым искателем, посетил однажды
Махариши Девендранаху. Была темная ночь, Махариши расположился в лодке на водах
Ганга.
Вивекананда вплавь добрался до лодки, толкнул дверь жилища, сделанного на ней, и
увидел, что Махариши находится в медитации. Он начал трясти его за плечи.
Махариши открыл глаза и был очень удивлен, увидев перед собой мокрого, дрожащего
молодого человека.
- Скажи, - спросил Вивекананда. - Видел ли ты Бога?
- Многие задавали этот вопрос, - сказал Махариши, - но никто этого не делал
таким образом.
Несмотря на то, что вопрос был задан в такой поздний час и в таких странных
условиях, Махариши был спокоен. Немного поколебавшись, он сказал:
- Садись, сын мой, успокойся, и мы поговорим.
- Теперь нечего и говорить. Твое колебание дало мне ответ, - сказал Вивекананда,
прыгнул в воду и поплыл к берегу.
В отчаянии Махариши звал его, но Вивекананда не вернулся.
Через два месяца он пришел в Рамакришне и задал тот же вопрос:
- Есть ли Бог и видел ли ты Его? Рамакришна выслушал его и ответил:
- Нет ничего, кроме Бога! То, что ты хочешь узнать, лежит за пределами слов.
Вивекананда спросил:
- Видел ли ты Бога?
- Да, видел! Вот так, как и тебя вижу!
Теперь пришла очередь удивляться Вивекананде. Он написал в своем дневнике:
-До сих поря удивлял своих учителей. Мне никогда не приходило в голову, готов ли
я искать Бога, но этот человек отнесся ко мне совсем иначе, чем другие. Все,
кого я спрашивал, имели при себе одни слова. У Рамакришны был опыт.
Рассказывают, что Вивекананда доставлял Рамакришне много беспокойства. Физически
он был очень сильным человеком, занимался боксом и футболом. Рамакришна же был
щуплым человеком, маленького роста и совершенно неграмотным.
Вивекананда, разговаривая с Рамакришной. все время старался уличить его в
незнании Вед. И когда это произошло в очередной раз, Рамакришна неожиданно
стукнул его по лбу костяшками пальцев. В результате этого Вивекананда погрузился
в глубокое самадхи и пробыл в этом состоянии довольно долго. Придя в себя,
Вивекананда сел у ног Рамакришны и уже до конца своих дней оставался его
учеником.
В дальнейшем они вдвоем разрабатывали Адвайта-веданту (адвайта-санскр,
"недвойственная") и другие священные тексты, стремясь выработать единую религию
для всего человечества.
Однажды Вивекананда спросил своего Учителя о его первых шагах к Богу. И тот
рассказал ему, как, будучи юношей, служил в храме жрецом. Там было множество
изображений Бога. И вот, глядя на них, он задавался вопросом, что стоит за этими
изображениями.
Эта идея овладела юношей и вся его жизнь сосредоточилась теперь на ней. Целыми
днями он только и Думал, повторяя со слезами:
- Правда ли, что ты существуешь, Боже, или ты - лишь красивая выдумка?
Эта идея с каждым днем становилась все настойчивей и вскоре он был не в
состоянии думать ни о чем другом. Оставив свою должность, он удалился Б лес и
совсем забыл о себе, не замечая ни восхода, ни заката солнца, забывая о пище,
сидя в исступлении. В этот период за ним с любовью приглядывал один из его
родственников. Он укрывал его, если было холодно, клал ему кусочки пищи в рот и
тот автоматически жевал.
Так проходил день за днем. И когда наступал вечер, в лес долетал и звуки
вечерних колоколов из храма, и глубокая печаль охватывала его.
- Еще день прошел, о Боже, -тосковал он. - Ты опять не пришел. Еще один день
этой короткой жизни прошел и я не познал Тебя, - восклицал Рамакришна. И в
душевной муке он бросался лицом на землю и плакал. Так проходили дни, недели,
месяцы; в постоянном стремлении души постичь Истину. И такое устремление не
могло не принести своих плодов.