хотя в этой теме речь пойдет во многом о христианстве, я не буду помещать ее в раздел "религия". потому что речь пойдет именно об исторических фактах, а не о христианской теологии. эпоха возникновения и распространения христианства представляет интерес просто потому, что многие просто не знают, как и что происходило в это время. не хочу писать долгие посты типа эссе, просто буду перечислять разные факты, которые могут помочь составить представление об этой эпохе.
итак...

если смотреть в общеисторических рамках, то описываемое время приходится на эпоху эллинизма, которая началась с александра македонского (ок.335 днэ.) и его походов

иудея за всю свою историю почти не была самостоятельным государством. она принадлежала сначала персии, потом александру, потом риму...
более того, в эпоху эллинизма ей "повезло" оказаться на границе между персидскими и греческими (позже римскими) владениями. соответственно часто менялись правители, законы и пр.

в составе персии евреи имели свободу вероисповедания, значительную самостоятельность, чуть ли не автономию - персидские правители считали, что лишь бы народ был хорошими поддаными, а живут пусть как хотят.

после распада империи александра иудее опять "повезло" оказаться на очень спорной границе между территорией птолемея и селейкидов, что конечно покоя ей не прибавило. в результате кстати иудея досталась селейкидам.

с завоеванием иудеи александром там начали чуть ли не насильно (да вообще-то насильно) внедрять культуру эллинизма: построили гимнасуимы, театры, стадионы (или как тогда места для спорта назывались). всем пришлось срочно учить греческий - тогда это был как английский в наше время.

два иудейских восстания (167-160) произошли оттого, что царь антиох четвертый как-то раз решили отобрать у евреев все религиозные свободы, которые им дали при включении в царство селейкидов. типа саббат запретить, храм закрыть... евреи никогда не бунтовали из-за  повышения налогов или против завоеваний, но когда речь шла о вере...

эти самые восстания названы по имени их предводителя иуды(?)маккавея, который и основал местную династию - конечно же подчиненную царю антиоху.
кстати, что особо интересно: маккаба в переводе означает молот.
сравним с другой личностью из средневековья - карл мартелль. мартелл - тоже означает молот. оба так или иначе прекратили действующую династию и основали новую.

иерусалим постоянно пытались превратить в полис - по образцу греческих городов. начал еще антиох, продолжили римляне. евреи не сопротивлялись, если не была затронута их религия

63днэ. иудея перешла в число римских владений, будучи завоеванной помпеем. он учредил провинцию сирия, в которую и вошла территория иудеи. местная династия асмонеев (потомки маккавеев) стала подчиняться риму.

интересно поведение помпея при завоевании иерусалима: он не стал разграб##ть или рушить храм, он просто зашел в одно помещение, входить к которое разрешалось только иудейским священникам и то только раз в год. таким образом показав, кто теперь хозяин

47днэ. ирод (вообще-то идумей, не из правящих асмонеев) назначается римом губернатором провинции сирия, а 7 лет спустя признается римским сенатом царем иудеи.

при ироде иерусалим не являлся столицей иудеи, хотя ирод сделал для города много полезного, в том числе обновил храм

всем известна история, когда после рождения иисуса ирод, испугавшись появления нового "царя иудейского", повелел убить всех младенцев и родителям иисуса пришлось скрываться.
вообще-то ирод умер в 4г. днэ. как это соотносится с библией? об этом немного дальше...

во время римской "оккупации" иудеи рим проявлял высокую степень религиозной терпимости к ее религии и традициям. так, например, при октавиане августе в иерусалимском храме каждый день приносились жертвы от его имени.

смещения местной династии и назначения власти непосредственно римом иудеи "добились" сами. после смерти ирода провинция сирия была разделена между его сыновьями. иудею получил архелай. недовольная им иудейская элита поспешила в рим добиваться его смещения и замены кем-то получше. рим действительно прогнал архелая с престола... но решил при этом, что раз евреи сами разобраться не могут, ими будет править префект-римлянин.

знаменитый понтий пилат не был прокуратором иудеи, как это написано во всех художественных книжках (благодаря булгакову русскоязычные читатели знают)
он был префектом иудеи.
структура управления была следующая: провинция сирия подчинялась проконсулу (другое название его - легат). проконсул имел функцию общего управления и сбора налогов во всей провинции. префект был военным представителем рима в одной из частей провинции. он решал вопросы суда и наказаний.
логика была такая, что если например иудея начнет вдруг бунтовать, то будет слишком поздно, пока это дойдет до проконсула и он разберется и среагирует. поэтому должен был реагировать префект. и решать вопросы жизни и смерти.
именно поэтому дело иисуса попало к пилату и он должен был решать, что делать - это и была его компетенция как префекта.

если понтий пилат был префектом, то откуда "прокуратор"?
прокуратор - это термин из позних источников, чья терминология отражала тоже более поздние реалии. во времена клавдия этот пост назывался уже прокуратор - так и написали в источниках времен клавдия. доказательство, что пилат был именно префектом - т.н. надпись пилата. в приморском городе иудеи caesaria maritima, через который все приезжали в иудею из рима, был мол и две башни рядом. две башни в честь двух сыновей октавиана августа - тиберия и друза. на башне тиберия есть надпись tiberium pointius pilatus praefiectum iudaae

а еще римские монеты для иудеи не имели изображения императора, как обычные римские монеты. уже была упомянута религиозная толерантность рима - они учли запрет изображений в иудаизме. вместо профиля императора там было какое-то растение.

знаменитый понтий пилат не был прокуратором иудеи, как это написано во всех художественных книжках (благодаря булгакову русскоязычные читатели знают)
он был префектом иудеи.