В городе Бистаме жили однажды два вельможи, ненавидевшие друг друга из-за
древней вражды. Однако, случилось так, что оба они захотели обучиться
секретам человеческой природы и судьбы под началом одного и того же
человека, известного мудреца Али Бега, который жил в отдаленной части
Персии. Однако Али, перед тем как принять их, отписал другому мудрецу,
Ибн Хамзе, который жил неподалеку от Бистама, с просьбой принять двух
вельмож и поговорить с ними от его имени. Но каждый из них отказался
встречаться с Ибн Хамзой.
"Я хочу припасть к корню, а не к ветви," - сказал первый.
Второй сказал: "Ибн Хамза - никто для меня!".
И вот Ибн Хамза начал распространять недостойные слухи о двух "кандидатах в
просветленные". Через несколько месяцев, заваленные со всех сторон гадкими
слухами, след от которых вне всякого сомнения вел к Ибн Хамзе, двое
аристократов почувствовали себя задетыми за живое, и, забыв старые
обиды, ворвались в дом Ибн Хамзы, полные ярости и гнева, забыв
полностью о своих поисках истины и человеческой природы.
"Известно ли тебе, о презренный червь, зачем мы пришли в твой дом?"
- вскричали они, едва завидев Ибн Хамзу.
"Доподлинно известно", - отвечал Ибн Хамза, - "вы пришли:
Во-первых, потому что Али Бег хотел показать вам, насколько мелочна и
ничтожна ваша "глубокая" неприязнь друг к другу.
Во-вторых, потому что вам надо было продемонстрировать, до чего просто
управлять вашими поверхностными чувствами, заставив вас прийти сюда,
хотя каждый из вас твердо решил не делать этого.
В-третьих, хотя вы и не подчинились указаниям Али Бега, вам стоит знать,
что некоторые желания должны быть доведены до конца.
В-четвертых, вы здесь для того, чтобы стать хотя и невольными, но учителями
людям, присутствующим здесь.
В-пятых, Али Бегу и мне надо было показать местным жителям, любителям
подозревать и распространять слухи, наподобие тех, что я распустил о вас
двоих, что люди сердца - не простая добыча для них, что их пагубные
привычки могут быть обращены против них же.
И наконец, в-шестых, вы здесь, потому что в последовательности будущих
событий, фактов и разъяснений я вижу перспективу превращения яда в
лекарство, и оружия в ценный инструмент."