Сообщают, что Бахаудина Накшбанда спросили:
- Почему ты не дискутируешь с учеными? Такой-то и такой-то мудрец регулярно это
делает. Это приводит к полному замешательству ученых и к неизбежному обожанию
его собственных учеников.
Он сказал:
- Пойдите и спросите тех, кто помнит то время, когда я сам препирался с учеными.
Я регулярно разрушал их убеждения и их воображаемые доказательства с
относительной легкостью. Те, кто тогда присутствовал на этих многочисленных
собраниях, расскажут вам об этом. Но однажды человек более умный, чем я, сказал:
"Ты на столько часто и предсказуемо стыдишь людей языка, что в этом есть
монотонность, и это в особенности так, поскольку это не является окончательной
целью, так как ученые без понимания продолжают делать ошибки долгое время после
того, как их положение было разрушено". Он добавил: "Твои ученики находятся в
состоянии постоянного удивления твоими победами. Они научились уважать тебя.
Вместо этого они должны бы были воспринять относительную бесполезность и
отсутствие значимости твоих оппонентов. Таким образом, ты в победе потерпел
поражение, скажем, на четверть. Их удивление также берет очень много их времени,
тогда как они могли бы воспринимать что-нибудь стоящее. Поэтому ты потерпел
поражение, пожалуй, еще на четверть. Две четверти равны одной половине. У тебя
осталась половина шанса".
Это было двадцать лет назад. Вот почему я не обращаю внимания ни своего, ни
своих учеников на ученых. Ни ради победы, ни ради поражения.
Вновь и вновь можно нанести удар мнящим о себе ученым, чтобы продемонстрировать
их пустоту ученикам. Так же, как ударяешь по пустому горшку. Делать большее
является одновременно как тратой времени, так и приданием важности
интеллектуалам путем того, что даешь им даровое внимание, которого они наверняка
не достигли бы сами.