Буддийское священное писание начало проникать из Индии в Юго-
Восточную Азию в начале 1 в. н. э. Но суть буддизма принес в Китай
Бодхидхарма в 520 г. н.э. Об этом сохранилось предание.
Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал навстречу
приветствовать его. Он был взволнован. О необыкновенности Бодхидхармы было
много слухов. Он был просветленным Мастером и император хотел радушно
принять его в своей империи. Его придворные тоже были взволнованы. Как
вести себя? Им еще не приходилось встречаться с подобным человеком.
И вот, когда Бодхидхарма, идущий впереди своей свиты, приблизился,
все увидели, что он шагает в одном ботинке, другой был на его голове.
Император и его свита были шокированы, но виду не подавали.
Обмениваясь приветствиями, они, как загипнотизированные, смотрели на
ботинок. А Бодхидхарма смеялся.
При людях было неудобно говорить об этом, поэтому, когда все
разошлись и они остались одни, император спросил:
- Скажите мне, пожалуйста, почему Вы строите из себя шута? Или Вы делаете
нас шутами? Почему Вы пришли в одном ботинке, а другой принесли на голове?
Бодхидхарма рассмеялся и сказал:
- Потому, что я не могу не смеяться над собой. Уж такой я человек, я не
уделяю большого внимания голове. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и
низшее исчезло для меня. Кроме того, я хотел бы сказать, что меня не
волнует то, что думают обо мне люди. И я желаю, чтобы в первый же момент
моего прибытия Вы знали, с каким человеком имеете дело.
Император помолчал некоторое время, видимо, обдумывая услышанное,
потом сказал:
- Я совершил множество благочестивых дел: по всей стране я построил
буддийские монастыри, тысячи монахов кормятся от моих запасов, миллионы
китайцев превратились в буддистов. Скажите, заслужил ли я себе таким
образом милость на том свете?
Бодхидхарма посмотрел императору в глаза и сказал:
- Ваше Величество, заслуги в этом нет.
Император был сильно шокирован, поскольку многие монахи и миссионеры
говорили ему: "Это будет Вашей заслугой, Вы достигните седьмого неба,
стройте больше, жертвуйте больше, обратите страну в буддизм". А теперь
пришел этот Бодхидхарма и говорит, что заслуги в этом нет.
Но император Бу был очень культурным человеком. Он изменил тему и
сказал:
- Тогда скажите мне что-нибудь о святой правде Будды.
И Бодхидхарма сказал:
- Ничего нельзя сказать по этому поводу, поскольку она безгранична, и
помните: святое, не святое - это понятия двойственного ума; в природе нет
святого и не святого. Природа просто есть!
Это было уже слишком! Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма
отрицал даже святую правду Будды! Он на мгновенье забыл свою учтивость и
громко воскликнул:
- Тогда кто же стоит передо мной? Бодхидхарма поклонился и сказал:
- Ваше Величество, я не знаю. Не найдя в Китае достойных учеников,
Бодхидхарма через некоторое время уединился в отдаленном монастыре. Этот
монастырь стал центром паломничества многих искателей.
Бодхидхарму можно было увидеть, но не в лицо. Он сидел в зале,
отвернувшись к стене, объявив, что не повернется до тех пор, пока не
прейдет достойный ученик. В таком состоянии просидел он несколько лет.
Многие пытались претендовать на роль его ученика, но безрезультатно.
Наконец, появился один и объявил себя учеником. Бодхидхарма молчал. Ученик
выхватил саблю и отрубил себе палец. Поднялся переполох, а ученик объявил,
что если Учитель не повернется к нему, он тут же покончит с собой.
Бодхидхарма повернулся...
Через девять лет пребывания в Китае Бодхидхарма решил вернуться в
Индию. Он позвал своих четырех учеников и сказал:
- Выразите суть учения в одном высказывании, чтобы я мог судить о том, как
вы поняли меня.
Первый ученик произнес: "Сострадание, я вижу суть учения в нем".
Бодхидхарма сказал:
- Ты имеешь мои кости.
Второй ученик сказал: "Быть осознающим; именно в этом определении
отражается основная суть". Бодхидхарма сказал:
- Ты имеешь мою плоть.
Третий сказал: "Суть учения нельзя выразить словами". Бодхидхарма
сказал:
- Ты имеешь мозг моих костей.
Он повернулся к четвертому. В глазах ученика стояли слезы и он пал к
ногам Учителя. Бодхидхарма поднял его, встряхнул и снова задал вопрос:
- В чем суть религии?
Ученик молчал и только слезы текли по его щекам, слезы радости и
благодарности. И ни единого слова. Бодхидхарма обнял его и сказал:
- Ты имеешь  всего меня! Теперь я уйду спокойно, зная, что после меня здесь
останетесь вы.