Верные Псы России
Небольшая крепость Виттенштейн, расположенная на эстонских землях. 1 января 1573 года. Именно здесь отступавшие до того шведские отряды решили оказать сопротивление 80-тысячному войску, во главе которого выступал сам царь Иван Васильевич IV Грозный. В самой гуще боя на каменную стену под градом камней и выстрелов отчаянно вскарабкивается, увлекая за собой остальных, воин, выделяющийся своим странным нарядом - из-под черной монашеской рясы распахиваются полы богатого кафтана с собольей опушкой - и наполненным невероятной волей взглядом. Он сражает палашом одного, другого шведа, расчищая дорогу своим соратникам… Но вот мгновенный всполох стали в руке притаившегося врага, и воин падает… Так геройски погиб знаменитый помощник Ивана Грозного, самый известный опричник, человек, беззаветно преданный царю и России, "кровавый пес" и кошмар боярских снов Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, вошедший в историю как Малюта Скуратов.
Его биография темна, и большинство сведений о нем покрыты мраком неизвестности. В летописях и других документах он упоминается редко, буквально несколько раз - но это не помешало историкам и беллетристам щедро рисовать его в образе бесчеловечного садиста и палача (правда, в наше "человечное" время эти эпитеты представляются скорее привлекательными, нежели отталкивающими). Впрочем. Малюта Скуратов представляет интерес не как отдельная личность, хорошая или плохая. В русской истории его имя стало нарицательным и символизирует явление, которое в ХХ веке получило название "чисток", а именно расправу властителя над загнившей и более неспособной к эффективному управлению государственной элитой, над классом бояр, на смену которым выдвигаются новые люди, полные энергий и готовые к самоотверженной и преданной работе на благо России. В XVI веке это называлось "опричниной".
"Опричнина", что дословно обозначает "вдовья часть, дававшаяся женам умерших бояр", была введена Иваном Грозным указом 10 октября 1550 года. Первоначально на территории Московского уезда, а вскоре на основных территориях центральной части тогдашней России, было создано особое политическое управление, осуществлявшееся тысячей отобранных со всех концов страны служилых людей (потом число опричников достигнет 6 тысяч). Все государство оказалось разделенным на две части - земщину, где продолжали действовать старые порядки, что фактически означало передававшееся по наследству в безраздельное господство бояр, которые чувствовали себя удельными князьями и полновластными господами на вверенных им территориях, и опричнину. Под опричные земли специально отводились те, на которых удельные порядки были наиболее сильными и укорененным, где у бояр не находившихся на государевой службе, подчас даже имелись свои мелкие армии. Их территории конфисковывались в пользу временного владения опричников, а сами они в лучшем случае наделялись землей в других областях, в худшем - подвергались экспроприациям, ссылкам, а нередко и казням. Взамен нежелающей служить целям государства боярской аристократии огнем и мечом насаждался новый мощный слой служилых людей простого происхождения - поповичей, крестьян, казаков. Как писал Иван Грозный, его бояре привыкли изменять государю, поэтому он обращается к мужикам, надеясь на их верность и преданность.
"Моя честь - верность" - этому лозунгу проклятого черного ордена нашего века полностью соответствовала деятельность ордена опричников (бояре, которым они казались воплощением кромешной тьмы, так их и называли - "кромешниками"). Их символами были привязанные к седлу собачья голова и метла, обозначавшие, что они грызут царских врагов и лиходеев и выметают из России нечисть. Царь запретил опричникам водить хлеб-соль с "земскими", приказал забыть отца и мать и знать единственно Государя. Цитаделью опричнины стала окруженная величественными лесами Александровская слобода, где Иван собрал 300 лучших опричников и учредил из них братию, в которой сам стал игуменом, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, а Малюту Скуратова - параклисиархом. Царь сам разработал устав этого монастыря, за невыполнение которого следовало строгое наказание. Каждый день Иван с Малютой начинали в четыре утра благовестом к заутрене, до семи часов царь истово вел службу, а затем начинал вершить государственные дела. История православной России не знает типичных для мерзкого католичества религиозных орденов, и опричная "братия" также не являлась орденом в западном смысле этого слова. Скорее она была похожа на братство воинов-берсеркеров, сверхчеловеческих героев, вдохновленных огненной энергией Священной Ненависти.
Притчей во языцах стала жестокость и бесчеловечность опричников. Но, во-первых, "гуманистам" на куда более страшные эпизоды в истории Западной Европы того времени, А во-вторых, только такими мерами можно было сломить сопротивление боярства построению единой империи, да и просто-напросто удержаться на престоле. Да и заслуживали ли бояре иного отношения? Не следует забывать, что все наиболее известные случаи массовых казней и расправ над боярами были основаны на реальных документах, подтверждающих измену - так, когда царь собственной рукой убил боярина Шуйского, у него была грамота, что тот в сговоре с другими боярами собирался сдать царя польскому королю после начала военных действий, и это было вовсе не исключение из правил. Говорят о жестоком истреблении Новгорода в 1570 г. - но не благодаря ли ему жители другой присоединенной к Московскому царству торговой республики, Пскова, дали жестокий отпор шведам, а не открыли им ворота? Готовность к измене, продажность, торгашество, разврат - вот характеристики боярства во все времена. Поэтому вполне понятен сарказм Ивана Грозного: "Дай Бог, чтобы и наших мятежников научили таким же способом обязанностям по отношению к государю". А самым верным отношением русских к опричнине стали народные сказки, где Грозный представляется справедливым царем, очень религиозным, беспощадным к стяжателям, и что самое главное - демократичным, близким не к боярским кланам, а к простому народу, а Малюта - его карающей рукой, грозой ненавистных бояр и князей. Существует сказка, в которой крестьянин Иван и боярин должны определить, кто же из них будет новым русским царем. На слова боярина "Если я стану царем, то дам тебе волю", Иван отвечает "А если я стану, то велю снять тебе голову". Царем становится именно Иван.
…
Смерть Малюты символически совпала с окончанием периода опричнины - с этого времени употребляется слово "двор". Все вотчинники были поставлены на службу государству, система наследственных кормлений уступила место принципу личной службы и системе прямых и косвенных налогов, взимаемых в казну. Политическое значение родовитого боярства было уничтожено:
…И снова - жирное предательское боярство, пьяный, расхлябанный народ. Не видно ли на горизонте черных всадников с собачьими головами и метлами? Многим "схимникам" пора снова взлететь на небо. Россия ждет тебя, брат Малюта.
Источник: http://subscribe.ru/archive/state.politics.rne/200605/17130257.html/