В царстве Ци жил Богач, а в царстве Сун - Бедняк. Пришел Бедняк к Богачу, чтобы
выспросить у него секрет богатства. Богач сказал:
- Я стал богатым, когда овладел искусством похищения. С тех пор как я начал
похищать, за первый год сумел прокормиться, за второй год добился достатка, а
за третий год - полного изобилия. И с тех пор я раздаю милости в селениях
области.
Бедняк очень обрадовался, но понял он лишь слово "похищение", а не способ кражи.
Он принялся перелезать через ограды, взламывать замки и тащить все, что
попадалось ему под руку, все, что бросалось ему в глаза. Очень скоро его
схватили, осудили и конфисковали награбленное, а вместе с ним и то имущество,
которое было у него прежде.
Когда Бедняк вышел из тюрьмы, он отправился к Богачу, решив, что тот его
обманул.
- Как же ты грабил? - спросил его Богач. И Бедняк рассказал, как было дело.
- Как ты ошибся в способе воровства? -воскликнул Богач.- Но теперь я тебе о нем
поведаю.
Я узнал, что небо дает времена года, а земля -прирост. И я стал грабить у неба
погоду, а у земли - прирост. Влагу у туч и дождя, недра у гор и равнин, чтобы
посеять для себя семена, вырастить себе зерно, возвести себе ограду, и построить
себе дом. У суши я отбирал диких зверей и птиц, у воды я крал рыб и черепах.
Разве это мне принадлежало? Все это было мною награблено. Ведь семена и зерна,
земля и деревья, звери и птицы, рыбы и черепахи порождены природой. Я грабил
природу и поэтому остался невредим. Но разве природой дарованы золото и нефрит,
жемчуг и драгоценности, хлеб и шелк, имущество и товары? Они собраны
человеком? Как же упрекать осудивших тебя людей, если ты у них украл?
Решив в смятении, что Богач снова его обманул, Бедняк отправился к
Преждерожденному.
- Разве не похищено уже само твое тело? -сказал ему Преждерожденный. - Ведь для
того, чтобы дать тебе жизнь и тело, нужно было украсть соединение сил жара и
холода. Тем более не обойтись 5ез похищения внешних вещей! Небо, земля и тьма
вещей воистину неотделимы друг от друга. А тот, кто думает, что ими владеет -
заблуждается. Грабеж Богача - это общий путь, поэтому он и остался невредим. а
твой грабеж - это личное желание, поэтому ты и навлек на себя кару. Захват
общего и частного такой же грабеж, как и утрата общего и частного. Общее в общем
и частное в частном - таково свойство природы неба и земли. А разве познавший
свойства природы неба и земли сочтет кого-то вором, а кого-то не вором?