Бродя по склону горы, Чжуанцзы увидел огромное дерево с пышными ветвями и
листвой. Лесоруб остановился около дерева, но его не выбрал.
- Почему не рубишь? - спросил Чжуанцзы.
- Ни на что не годное,- ответил Лесоруб.
-Дерево негодное, а поэтому может дожить до своего естественного конца, -
заметил Чжуанцзы, спустился с горы и остановился в доме своего старого друга.
От радости друг велел мальчишке рабу зарезать гуся и сварить.
-Разрешите узнать, - спросил мальчишка, - какого из гусей резать: того, который
может петь, или того, который не может?
- Режь того, который не может петь, - ответил хозяин.
На другой день ученики спросили Чжуанцзы:
- Дерево на горе может дожить до своего естественного конца, так как ни на что
не годно. Как бы вы, Преждерожденный, определили эту годность для себя?
-Я, Чжоу, поместился бы между годным и негодным.
Сказав "между годным и негодным", как будто определил, а на самом деле нет.
Поэтому неизбежны и затруднения. Но все иначе, если парить и странствовать,
оседлав природные свойства, подобно то дракону, то змее, без славы и хулы,
развиваться вместе со временем, не соглашаясь, предаться чему-либо одному. То
вверху, то внизу, лишь в гармонии парить и странствовать у предка всей тьмы
вещей, как вещь рядом с вещью, а не как вещь для вещи. Откуда же тогда возьмутся
затруднения? Таковы были Желтый Предок и Священный Землепашец.
Иначе обстоит дело с теми, кто говорит о всей тьме вещей, об отношениях между
людьми; единое разделяют, созданное разрушают, честных унижают, почитаемых
низвергают, деятельным несут неудачи, добродетельных стремятся перехитрить,
бесполезных - обмануть. Разве из этого не возникнут затруднения? Увы! Запомните,
ученики! Вам остается лишь одно - область природных свойств!