ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Цель жизни Можно и должно пользоваться данными условиями жизни, но нельзя и не должно смотреть на эти условия, как на цель жизни. Не отречься от личности, а отречься от блага личности и перестать признавать личность жизнью: вот, что должно сделать человеку для того, чтобы возвратиться к единству, и для того, чтобы то благо, стремление к которому составляет его жизнь, было доступно ему. (73)
Кто ближний? В самом деле, люди предпочитают своего ребёнка, своих друзей, свою жену, своих детей, своё отечество всяким другим детям, жёнам, друзьям, отечествам и называют это любовью…
И недаром поставил Христу этот самый вопрос: «кто ближний»? (81)
Любовь к ближнему Если человек решает, что ему лучше воздержаться от требований настоящей, самой малой любви во имя другого, будущего проявления большей любви, то он обманывает или себя, или других и никого не любит кроме себя одного.
Любви в будущем не бывает ;любовь есть только деятельность в настоящем. Человек же, не проявляющий любви в настоящем, не имеет любви. (83)
Признак любви Чувства эти- предпочтения к известным существам, как, например, к своим детям или даже известным занятиям, например, к науке, к искусствам, мы называем тоже любовью; но такие чувства предпочтения, бесконечно разнообразные, составляют всю сложность видимой, осязаемой животной жизни людей и не могут быть называемы любовью, потому что они не имеют главного признака любви- деятельности, имеющей целью и последствием благо. (имеется в виду благо других, и соответственно, исходя из этого- своё. )(84)
Любовь истинная становится возможной только при отречении от блага животной личности. (от личных привязанностей и предпочтений)…
Любовь есть предпочтение других существ себе- своей животной личности.(85)
Причина страданий Мучения и страдания испытывает только тот, кто , отделив себя от жизни мира, не видя тех своих грехов, которыми он вносил страдания в мир, считает себя невиноватым и потому возмущается против тех страданий, которые он несёт за грехи мира…
Разум говорит, что человек, признающий связь своих грехов и страданий с грехом и страданиями мира, освобождается от мучительности страдания; любовь на деле подтверждает это. (126)
Смысл боли В те времена, когда не проснулось ещё разумное сознание и боль служит только ограждением личности, она не мучительна; в те же времена, когда в человеке есть возможность разумного сознания, она есть средство подчинения животной личности разуму и по мере пробуждения этого сознания становится всё менее и менее мучительной. (127)
Смысл боли Для человека, понимающего жизнь как подчинение своей личности закону разума, боль не только не есть зло, но есть необходимое условие как его животной, так и разумной жизни. Не будь боли, животная личность не имела бы указания отступления от своего закона; не испытывай страданий разумное сознание, человек не познал бы истины, не знал бы своего закона. (128)
Суть религий Все учения религиозные суть не что иное, как определения жизни, как стремления к действительному, необманному благу, доступному человеку. (134)
ПУТИ К ИСТИНЕ И К ЗАБЛУЖДЕНИЮ «Тот, кто начинает с того, что любит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (своё спокойствие) больше всего на свете»,- сказал Кольридж.
Я шёл обратным путём. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедаю это христианство; и в той мере, в какой исповедаю его, спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти. 4 апреля 1901г. Москва. (207)