Когда души людей получали свои свойства, один из ангелов подлетел к той, кто
должна была стать дервишем, и спросил: чего он хочет?
Дервиш ответил: "Ничего" и продолжил сидеть, созерцая Истину.
Тогда ангел облетел человеческие души, спрашивая их, чего они хотят.
Король сказал: "Важности и пышности".
Слуга сказал: "Работы!"
Воин сказал: "Славы!"
Тогда раздался голос, который сказал Дервишу:
"Ты не попросил ничего для себя, и еще не поздно переменить решение. Однако,
так как ты желаешь Истины, тебе будет показано, как люди будут использовать
то, о чем просят..."
И тогда перед Дервишем появилось зеркало, и он увидел в нем королей, полных
важности и церемонности, слуг работающих без устали, воинов, которые непрерывно
сражались.
Тут Дервиш воскликнул: "Но каким будет будущее Людей Знаний?"
И тогда он увидел священников и ученых и специалистов всех мастей. У них
спрашивали их мнения, обращались за разъяснениями и за обучением. И конечно в
результате они уходили от истины и уводили других.
Дервиш закричал: "Неужели правда, что нельзя искать Знания без мнений, Истину
без одержимости, фактов без собственной к ним привязанности?"
"Боюсь, что давать те вещи, о которых ты говоришь, существующим типам людей
уже поздно", - говорил ангел, - "поэтому люди будут принимать факты за знание,
мнение за просветление, а обязательства за набожность и добродетель".
"Но", - продолжал Дервиш, - "как люди узнают, что истина - это не мнение,
что факты - не знания, а убеждения - не достоинство?"
"Когда мнение принимается за факт, оно не подходит. Когда факты принимаются
за знания, у человека, который пытается интегрировать их в себя, возникает
неустойчивость в душе. Точно также, когда одержимость путают с долгом, душа
остается пустой."
"И что тогда?" - спросил Дервиш.
"Тогда люди, которые пытаются выдать одно за другое, становятся тщеславными,
раздражительными, мелочными, так что люди, наблюдающие их со стороны, начинают
искать настоящих знаний."
"Но ведь люди могут и не заметить недостатков специалистов?"
"Конечно", - сказал ангел, - "но только при условии, что у них самих слишком
много тщеславия, эмоций и мелочности".