Суфия спросили: "Что было самым действенным, самым полезным или
    может быть эффективным опытом в вашей долгой жизни?"
    Он отвечал: "То, что я сейчас расскажу, научило меня пониманию
    того, что я уже знал, и подействовало на меня так, что я считаю
    это для себя уроком всех уроков. До того, как это случилось я был
    "ученым идиотом", после я стал "тем, кто понимает".
    Это случилось, когда я отправился повидать великого Мудреца из Ч
    ихил-Тана. Когда я прибыл в город, его дом был окружен кричащей
    толпой, - то были местные жители, настроенные против него
    недоброжелателями. Сам мудрец безмолвно стоял на балконе, пока
    толпа, словно свора псов, бесновалась вокруг дома.
    Один из них принялся кричать громче других, и прочие вначале
    приумолкли, слушая его, а затем, мало-помалу, с тем, как нарастал
    тон его оскорблений, начали чувствовать себя неловко и, наконец,
    возроптали против такой жестокости.
    Я подумал, что сам Господь посылает избавление своим друзьям,
    используя их врагов. Но что теперь будет с их лидером, не станет
    ли он козлом отпущения?
    Я увидел, что как только толпа начала поднимать голос против
    своего вожака мудрец Чихил-Тана вышел вперед и ударил своего обид
    чика.
    "Он сотворил зло", подумал я, "не сдержав свое торжество в момент
    победы".
    Однако толпа рассосалась, и я ушел вместе с ними, не зная, что
    мне думать. Через час блужданий по городу я увидел бедного
    дервиша с миской творога, и он предложил мне разделить с ним
    пищу.
    Пока я ел, он, проникнув в мои мысли, сказал:
    "О, неверный и безжалостный! Ты не можешь понять, почему Мудрец Ч
    ихил-Тана не сдержался и ударил обидчика, и разрушил тем свою
    репутацию в твоих глазах. Знай, что реальность отличается от
    твоих представлений, потому что то, что тебе кажется фактом на
    самом деле игра воображения!
    Мудрец ударил: вот что ты видел и вот что является фактом. Его
    намерения, напротив, не видны тебе, но являются игрой твоего
    дьявольского воображения! Он ударил того человека, чтобы рассеять
    толпу: потому что иначе она разорвала бы его на части. Ударив, он
    удовлетворил страсть толпы кого-то наказать, и тем самым не
    наказал, но спас того человека.
    Пока ты не сможешь видеть эти факты, и видеть их сердцем, ты не
    станешь избранным, и ты будешь играть, как ребенок играет с
    орехами и изюмом, и ты будешь называть это обучением или оценкой
    или знанием. Но у тебя не будет понимания, и ты останешься
    животным, и будешь учиться, учиться и учиться".
    Но я тут же возразил: "Если мы будем придерживаться этого
    принципа, и воздерживаться от суждений по поступкам, тогда все
    безобразные поступки будут делаться во имя святости, и у всех
    негодяев будут развязаны руки и мир придет к концу!"
    Дервиш посмотрел на меня и рассмеялся:
    "О, мой милосердный брат! Разве не видишь ты, что мир и так
    приходит к концу, и люди считающие, что творят добро, не обладая
    восприятием и пониманием, как раз те, кто приведет его к концу? И
    ты не хочешь этого видеть, но лишь помогаешь этому процессу! Не
    заботься об этом, развивай лучше понимание значений событий, а не
    форм их проявлений".