Говорят, что однажды Эмир Хамза (умер в 1710 г.) этой историей,
рассказанной Фирман-Бардаром Бадах-шамой, ответил на вопрос: "Можете
ли вы объяснить, откуда берется ваша способность жить не только в
нашем мире, но и переходить в совершенно отличный от него мир?"
Предание гласит, что Эмир Хамза умел ускользать в невидимое, делая
лишь шаг в сторону, когда ступни его оказывались под определенным
углом друг к другу. Об этой своей способности, как и о многих
других, он говорил: "Я запрещаю рассказывать о каких бы то ни было ч
удесах, приписываемых мне, если при этом не оговаривается, что все
они совершаются исключительно для самоусовершенствования или
развития силы, а вовсе не для удивления окружающих и тем паче не для
их обращения или переубеждения".
А вот еще одно высказывание Хамзы: "Мы уходим к другой земле в форме
и в воображении, иногда на самом деле оставаясь здесь, а иногда
буквально. Из того мира мы приносим все, что нам нужно: пищу,
которую никогда не вкушали, напитки, которые еще не пробовали люди".
Пришел я в скит на Гиндукуше, чтобы повидать местного шейха и чтобы
выяснить наконец, смогу ли я отбросить свои сомнения, которые мешали
мне воспринять метод доказательства действительного существования
сокровенного Пути.
Долго, очень долго брел я по почти пустынной местности и совсем уж
было выбился из сил, когда вдалеке приметил легкий дружелюбный
дымок, сочившийся из Дымохода незамысловатого строения и
устремлявшийся тонкой струйкой в небесную высь.
Очень скромно одетый человек с печатью благочестия на немолодом уже
лице умиротворенно сидел на пороге хижины.
- Добро пожаловать, брат, - произнес он.
Меня неприятно удивило, что со столь малым почтением встретил меня
этот человек, который, как мне показалось, был здесь не более как
привратником.
- Ты ключник? - спросил я, не сумев скрыть досады в голосе.
- Так меня называют, - ответил тот.
- Я бы хотел увидеть великого старца, наставника, - сказал я ему.
- Многие называют так меня, - все так же дружелюбно ответил он.
Тут радость коснулась крылом моего сердца, да и немудрено, ведь
великий учитель назвал меня братом. Но когда мы вошли в дом, под
ноги нам кинулась маленькая собачонка: радостно виляя хвостом, она
всем видом своим показывала, как рада возвращению хозяина.
- Здравствуй и ты, брат, - сказал шейх животному, и снова тень обиды
накрыла меня, я подумал, что этим приветствием меня уравняли с
собакой и что со мной тут не считаются вовсе. Но я был гостем и из
вежливости не сказал ничего.
Вскоре мы сидели уже за чашей с простоквашей, и тогда наставник,
словно читая стихи, произнес:
Дыма ручей на фоне горы - радуется сердце.
Доброе слово собачке маленькой - печалится сердце.
Чего угодно я мог ожидать, но только не того, что шейх сможет проч
есть мои тайные мысли. Меня бросило в жар, и я почувствовал, что
лицо мое запылало от стыда.
- Научи меня! - взмолился я.
Но не обрадовал меня его ответ, он пропел мне:
- О чем пою я? О чем моя лютня поет? Но гармония в нас. А ты не
готов проникнуться этой мелодией, хоть и мысли твои мне открыты. Ч
ему ты успел научиться? Чему научили другие тебя? Стыдно тебе, и
потому это так, что, пройдя долгий путь, в конце его ты нашел того,
кто может читать мысли твои. И ты надеешься, что тебе, может быть,
удастся научиться этой способности самому, а потом ты хочешь
пользоваться ею, дабы ублажать душу свою. Ты думаешь, что я подхожу
тебе, - так люди порой думают, что учение устраивает их. Но
устраиваешь ли ты меня? Вы все не утруждаете себя почему-то мыслью о
том, что учение может не принять вас.
Никогда не был я робким человеком, но здесь, в глуши, оказавшись
лицом к лицу с этим воплощением мощи и силы, я впервые почувствовал,
как страх овладел всем моим существом, как свербящий неприятный
холод подкатил к сердцу и как предательская дрожь прокатилась волной
по всему телу.
Великий старец тем временем продолжал:
- Ты должен уйти, ибо ты еще слишком зелен для того, чтобы учитель
развивал тебя, до плода должно касаться лишь самым необходимым: теми
веществами, которые помогают ему вызревать. Иди, дерзай, работай на
любом открывающемся тебе пути, и когда ты приблизишься к поре
зрелости, тогда и только тогда ты сможешь в полной мере осознать и
постичь опыт нашего великого наставника Бен-Адхема, оставившего
престол Балха ради нас. Однажды, когда он шел по дороге, его взгляд
упал на камень, на котором было написано: "Переверни меня и читай".
Он перевернул камень, а на нем было на писано: "К ЧЕМУ ИСКАТЬ
БОЛЬШИХ ЗНАНИЙ, КОГДА НЕ ПРИДАЕШЬ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ ТОМУ, ЧТО УЖЕ
ЗНАЕШЬ?"
Я отвернулся от мудреца и с досадой подумал: "Хотелось бы мне, чтобы
у каждого человека в жизни была хоть одна такая же встреча, хотя бы
для того, чтобы люди узнали о существовании в этом мире такого уч
ения".
А он тем временем продолжал:
- Часто те, что наказаны бременем знания, подвергаются насмешкам.
Расскажи мирянам о нашем разговоре - и тебя сочтут безумным. И это
правильно, ибо именно таким образом истинное знание защищает себя.
Я даже не пытался прибегнуть к помощи слов, но из сердца, искренне и
непринужденно, выплыла мысль: "Как мне служить?" И таким же образом
Шах Фироз* вложил ответ в мое сердце: "Разжигай в себе жажду
служения, и возможность служить, быть может, и будет дарована тебе".
Немало утекло воды и велик был путь напряженнейшего труда, прежде ч
ем, достигнув должного уровня, я смог осознать истинную ценность
встречи с тем, кого зовут Шах Фироз.
*Шах Фироз умер в 1660 г., однако бытует предание, что он жив и
поныне, но в новом облике - как один из потаенных наставников
суфиев.
(без названия)
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12007-09-09 20:26:17
Страница: 1
Похожие темы
(без названия) | Суфийские притчи | 2007-09-07 |
(без названия) | Суфийские притчи | 2007-09-02 |
(без названия) | Суфийские притчи | 2007-09-14 |
(без названия) | Даосские истории и притчи | 2008-07-09 |
Михаил Задорнов | Разговоры за жизнь | 2009-08-17 |